Автор: Анастасия Зеленова

«Деревянные дома, деревянный тротуар,

Невысокий, неширокий, славный город Нарьян-Мар»

12 июля, четверг. Самолет, качнув крылом, пошел на посадку в Нарьян-Маре, а я жадно рассматривала в иллюминатор новый для себя город. Разноцветная весёленькая столица НАО сразу пришлась по душе. В Нарьян-Маре нам предстояло провести остаток четверга и полную пятницу, а в субботу утром уже вылететь в Амдерму.

Меж старою и Новою Землей. Часть 2, изображение №1

Нарьян-Мар — это административный центр и единственный город Ненецкого автономного округа. В переводе с ненецкого языка на русский «Няръяна мард» — Красный город. А на марийский — «Йошкар-Ола» :)) Расположен за Полярным кругом на реке Печоре, до Баренцева моря от него 110 км. Город не связан с «материком» ни постоянной автомобильной, ни железной дорогой, однако, на машине туда все же можно добраться, воспользовавшись паромом. Полярный день в Нарьян-Маре длится с 29 мая по 15 июля.

В аэропорту нас встретил Юрий Тюлюбаев и отвез в гостиницу, ее я бронировала сама (привычка! А вообще ребята из «АрктикТура» сами бронируют и гостиницу в НМ). Выбрали мы «67 параллель», вполне приличный отель со всем необходимым.

Нарьян-Марский Арбат

За остаток четверга просто прошлись по городу, посмотрели в том числе и на очень нарядный Богоявленский Кафедральный собор и путевой знак перед ним.

Богоявленский собор
Путевой знак

В пятницу сходили в два музея – краеведческий и Пустозерский. Конечно, Пустозерск, первый русский город за Полярным кругом, это отдельная очень интересная тема. В музее нам немного не повезло, экскурсовода не было на тот момент, поэтому мы просто прошлись по экспозиции. Хотелось бы еще когда-нибудь вернуться в Красный Город и попасть на экскурсию в Пустозерск, а точнее, на то место, где он когда-то стоял. До туда всего 20 километров.

Памятник оленно-транспортным батальонам

Остаток пятницы был посвящен сборам-перекладываниям рюкзаков и размышлениям на тему «Как оно там будет?» х)

14 июля в субботу утром Юрий отвез нас и еще двух рыбаков, прилетевших в пятницу, в аэропорт. Полет был отдельным полноценным приключением, потому что до этого мне ни разу не доводилось летать на вертолете. На первый раз «небесный трактор» оказался шумноват, но потом я оглохла привыкла 🙂 На Амдерму в этот день организовали два рейса: один, наш, прямой (повезло!), а второй, вроде как, летел через Каратайку и Варнек. На тот момент мы еще не знали точно, сколько дней будем в Амдерме, а сколько на Вайгаче, поэтому я даже обрадовалась, что мы не стали залетать на остров: всему свое время.

Вещей было больше, чем людей. Хотя вертолет был вполне себе полон :)
Вещей было больше, чем людей. Хотя вертолет был вполне себе полон 🙂

Внизу в тундре мелькнул снежник, и я подумала что-то вроде: «А, один не страшно». Тут надо отметить, что ранее опыта полноценных пеших походов у нас с Максом не было :))) Опыта лесной-полевой жизни в палатках полно, на Ладогу на лодках ходили, во всякие леса выезжали, а вот опыта именно долгих пеших переходов под грузом да еще и в +5 в июле по тундре как-то не завезли 🙂 Андрей Шурухин из АрктикТура, с которым я общалась по всем вопросам перед поездкой (еще раз спасибо тебе, Андрей, за терпение!)), проконсультировал нас по вещам и снаряжению, но недостаток личного опыта все равно делал закупку снаряги немного нервозной. Я не переношу жару, люблю холод, но все равно опасалась не рассчитать и капитально замерзнуть. Ситуация с погодой была не ясна, поскольку, если верить информации из интернета, в предыдущие годы температура на Вайгаче в июле рандомно скакала от +3 до +30. Температура в Амдерме в то время, когда даже в Диксоне было уже +10, меня тоже не подбадривала ни разу :)) В итоге мы набрали кучу барахла, часть из которого пришлось отправить домой почтой перед Вайгачом. Но в итоге по одежде я все-таки угадала, организм хорошо адаптировался к прохладе, и в +5 — +10 было очень комфортно. Зато потом в Москве в +29 — нет!

Так вот, в тундре мелькнул первый снежник, а уже минут через 30 полета я поняла, что снег теперь наш верный друг на ближайшие две недели. Кто бы мог подумать, действительно 😉

Под винтом вертолета о чем-то поет…

Амдерма, Амдерма вьюгами задымлена,

Вертолёт стрекочет где-то вдалеке.

Амдерма, Амдерма – ты пятнышко родимое

У Карского моря на обветренной щеке.

До Амдермы долетели за два с небольшим часа. В аэропорту нас всех встречал Андрей, загрузились по машинам и поехали в посёлок. Нас с Максом поселили в, как мы ее окрестили, «штаб-квартире», выдали целую комнату, даже с телевизором :)) В этот момент в квартире находилось много народу: и туристы, и «Арктиктуровцы»: Виталий Шурухин, его сын Андрей и дочь Настя («мы, Насти, народ отчаянный!»))), еще Настя — жена Андрея, и Дима Уткин, наш гид (»Знакомьтесь — это Дима, и ближайшие две недели он — ваш лучший друг»). Поперезнакомились, покушали)) И вскоре все, кроме нас с Максом и Димы, уехали в лагерь на реке Талата. Чаще всего, как мы поняли, народ прилетает в Амдерму именно ради рыбалки на Талате.

Боевое знамя в комнате) Тюлень — это наше, это норма (с)

В этот день мы еще немного погуляли по поселку, зашли в магазин (я не была готова морально к тем ценникам, но привыкла в итоге быстро, а куда деваться, когда хочешь шоколадку), прогулялись по «набережной». Познакомилась с еще одним прекрасным северным морем – Карским. Для жителя средней полосы, пусть даже который старается все отпуска проводить по северам, лед в море в июле – все равно непривычное и завораживающее зрелище. Встречаются льдины самых причудливых форм, хочется стоять и рассматривать их очень-очень долго.

Вид на море сразу после выхода из дома
Лед и нерпа

Небольшое лирическое отступление.

Один мужчина в Нарьян-Маре в аэропорту прям-таки стращал нас Амдермой, мол, разруха, и хочется сесть обратно в вертолет. Меня это немного зацепило уже тогда, хотя на тот момент я была знакома с поселком только по отчетам, а вживую видела лишь брошенные военные объекты на полуостровах Рыбачьем и Среднем. Да, сейчас поселок переживает далеко не лучшие времена (в которые, кстати, количество жителей превышало пять тысяч), да, сначала глаз действительно с непривычки цепляется больше за разрушенное, чем за целое. Но уже через несколько дней это все перестает так бросаться в глаза, начинаешь замечать все больше и больше позитивного, красивого, радостного. Наш дом, например, классного зеленого цвета, прям как я люблю, там есть горячая вода, прям от подъезда видно море, у дороги растут прекрасные цветы, а по соседству живет прикольная ушастая собака Ая.

И главная ценность Амдермы — это люди, которые там живут. В нынешнее время у нас активно просир… игнорируется Арктика и Север, все рушится, пока что только говорят о том, что нужно снова заниматься этими территориями. Но пока есть люди, которым не все равно, которые делают то, что от них зависит, которые все еще радуются потрясающей красоте родных мест, которые переживают за свою родину, ничего не умрет окончательно. Я определенно верю в это.

Конец лирического отступления 🙂

Черные скалы близ Амдермы

На следующий день пошли втроём до одной из местных достопримечательностей — РЛС «Лена-М», находящейся километрах в пяти от поселка.

Меж старою и Новою Землей. Часть 2, изображение №25

На обратном пути зашли в «библиотеку» — заброшенную школу. Я в принципе не очень люблю заброшки, не потому что страшно или что-то такое, а потому что… Ну, не знаю. Просто мне в них некомфортно. Но по школе мы прошлись, а в комнате, буквально заваленной книгами, нашла несколько знакомых учебников, по таким я тоже училась в школе.

До боли знакомая «Биология», как вчера было
Не самая редкая картина на улицах Амдермы

В понедельник мы пошли в небольшой трёхдневный походик на озеро Большое Тоинто, опробовать снаряжение, посмотреть, как оно будет с рюкзаками пешочком, и половить хариуса. На пути туда нас подкинули на уазике до озера, а там предстояло протопать около 5 километров берегом. Моросил дождь, а когда мы дошли до места и стали ставить палатки — небеса разверзлись и намочили все по полной программе. Палатки мы с собой из Москвы не везли, они были у Димы. Нам с Максом была выдана Mountain Fox от RedFox, и я прям ей прониклась) Отличная палатка.

Макс и Лисичка

Остаток понедельника и вторник мы гуляли по окрестностям и пытались ловить рыбу. Опыта в этом деле раньше практически не было, и тут и мне, и Максу как-то не везло, рыба клевать отказывалась. И только вечером вторника, наконец, удалось вытащить по хариусу на уху.

В среду где-то в полдень неспеша двинулись обратно пешочком.